Развивающие упражнения с Тантриксом

Логика

• Сколько разных цветов у линий на фишке? Сколько всего разных цветов линий в наборе? Работа с цветовым признаком: его присутствие и отсутствие. Распределить на кучки (множества) по наличию и отсутствию признака. (см. рис. «Пересечение подмножеств»).

• Отобрать фишки с разным количеством линий определенного типа.

• Какие разные признаки можно выделить у фишек (цвет, форма линии, количество линий определенного типа, тип комбинации линий, прерывистость линий, тыльная (с номером) сторона или лицевая, личные симпатии и их отсутствие).

• Построить цепочку, меняя за один ход только 1 признак.

Подмножества Тантрикса

Память

• «Memory» или «парочки» (нужны 2 комплекта «Открытия» и пустые наклейки на номера).

• Один складывает нечто из 5 или более фишек, а другой потом по памяти воспроизводит.

• Выучить стихотворение, ассоциативно выбрав по фишке для каждой строчки при запоминании. Воспроизводить наизусть, выложив сначала в столбик или цепочку последовательность фишек (cм. рис. «Учим стихи» – пример от 11-летней девочки).

Поэма

Пространственное мышление, масштаб

• Построить фигуру сначала по образцу в натуральную величину (напр., см. рис. «Раскраски – раскладки», если распечатать размером А4). Отдельной задачей будет выбор цветов для закрашивания линий. Ошибки не следует поправлять – дать возможность самим собрать узор из фишек, и все встанет на свои места. Затем пользоваться уменьшенными схемами (см. рис. «Фигуры»). Далее можно составлять фигуры по словесному заданию или придуманные самостоятельно.

• Предложить достроить цепочку с пропусками.

• Сложить разные фигуры, сначала заботясь только о «каркасе», затем правильно заполняя пустые поля.

• Достроить узоры с пропусками. Пропущенные поля могут быть с тремя и более сторонами и даже дырки, окруженные фишками со всех сторон (пустые поля, окруженные тремя и более фишками, называются «Ниши» или «Вынужденные поля»).

• Построить «волну» из одних «уголков» определенного цвета (см. рис. «Вынужденные поля»). Сначала отберите все уголки выбранного цвета и положите их номерами кверху. Переворачивая фишки по одной и совмещая их, начните строить «волну». Фишки, которые не удается пристроить сразу, откладывайте в сторону линиями кверху и пристраивайте их в «волну» позже, по мере появления возможности.

• Если при построении волны будут возникать ниши, заполняйте их подходящими фишками. Сначала проверяйте разные варианты, прикладывая фишки, потом подбирайте нужную фишку в уме.


Фигуры Тантрикса
Ниши

Действия по алгоритму с активными движениями

• Для разминки конечностей. Все строят одну цепочку из фишек.

Сначала выкладываются на столе все фишки из набора лицом вверх и берется 1 фишка для начала цепочки. Затем все отходят на некоторое расстояние от стола и по очереди подбегают, совершают какие-нибудь телодвижения, предварительно показанные (например, хватаются за ухо или нос или складывают руки за спиной), затем выбирают фишку, наращивают цепочку с любой стороны, хлопают в ладоши и отбегают в сторону. Выполнившие задание контролируют правильность действий других. В случае ошибки участник возвращается для повтора попытки. Когда одна группа иссякает, без перерыва подбегают обратно к столу участники из другой группы. Продолжать подбегать к столу с цепочкой можно до достижения определенной длины цепочки (условленной заранее) или до последней фишки. Счет длины цепочки можно вести хором. При наличии достаточного количества участников можно устроить эстафету и бегать навстречу друг другу. В этом хаосе усиливается контролирующая роль ведущего. В конце можно дать коллективное имя возникшему существу.

Изучение симметрии

• Найти все пары одинаковых фишек. Почти одинаковых (можно не сразу уточнять) (см. рис. «Симметрия»). Что отличает фишки в этих парах? Можно проверить их свойства при помощи зеркала.

• Построить симметричные фигуры. Можно обсудить, где проходят оси симметрии или находятся центры симметрии.

Симметрия

Геометрия

• Какая геометрическая фигура у фишки? Какие фигуры можно построить из фишек?

• Начертить фишку и три разных типа линий при помощи циркуля и линейки.

• Какие части от соответствующих окружностей составляют «уголок» и «дуга»? Какие при этом получаются центральные углы?

• Вычислить длины линий (см. рис. «Построение линий Тантрикса») и сравнить их между собой.

Построение линий Тантрикса

Классифицирование

• На какие группы можно разбить кучку фишек (весь набор)?

• Определить типы линий («уголок», «дуга», «прямая»). Что будет, если соединять только линии одного типа? Только двух типов? Сколько фишек определенного типа? Потренироваться угадывать тип линии вслепую.

• Отобрать фишки с разным количеством линий определенного типа.

• Определить типы сочетаний линий. Можно дать им ассоциативные названия. Допустим, тип №1 будет уголок-уголок-уголок, №2 – уголок–уголок-прямая, №3 – уголок-дуга-дуга, №4 – прямая-дуга-дуга.

• Игра «четвертый лишний» (см. рис. «Закономерности»).

• Игра «продолжи закономерность» (в линию или 3х3).

Закономерности

Ощущения, память, мелкая моторика

• Вслепую из мешочка выбрать фишку по заданию.

Рисование с элементами черчения

• Обвести фишку. Нарисовать «портрет» понравившейся фишки: цветные линии и черный фон. Можно затем менять местами цвета линий и фона.

• Раскрасить линии на фишках в раскрасках (см. рис. «Раскраски – раскладки», можно распечатать размером А4) и попробовать собрать эти узоры из фишек.

• Заготовить шаблоны (начертить шестиугольники, вписанные в окружность радиусом r, круги радиусом 1/2 r и круги радиусом 3/2 r, и вырезать их из картона). Предложить нарисовать выбранные фишки или узоры цветными карандашами с использованием шаблонов и линейки. Дать возможность самим «попыхтеть» и найти, как должны проходить линии на фишке.

• Нарисовать узор и предложить другому сложить его из фишек.

Раскраски Тантрикса

Загрузить файл для печати в формате PDF (1.7 MB)

Счет

• Заготовить 2 ряда из одинакового количества фишек, но с разным расстоянием между фишками. Попросить сказать, где больше фишек. Дошкольникам вполне естественно связать количество с длиной ряда. Правильность ответа лучше не комментировать, а дать пересчитать фишки. Попросить поставить в соответствие каждому элементу одного ряда один элемент другого ряда (можно придумать сюжет для этого).

• Выложить несколько фишек, правильно соединив линии. Попросить выложить столько же фишек, складывая заданную фигуру или другие формы.

• «Треугольные числа». Построить «треугольники» с разным количеством фишек в основании. Пересчитать фишки в треугольниках. Можно около каждого положить карточку с соответствующим числом. Попробовать любое число, начиная с небольших величин, изобразить с помощью треугольников (условно считая 1 фишку тоже «треугольником»). Изучить состав числа по разрядам с помощью десятков – треугольников.

Нестандартное мышление + элементы ТРИЗ

• На что похоже – комментарий к узору.

• Придумать существо и рассказать про него (+ дать имя).

• Придумать конструкцию из линий и разъяснить ее функции.

• Игра в «садовников»: каждый устраивает свой сад из растений–фишек или огород из овощей–фишек. Рассказать о саде (огороде) и начертить чертеж.

• Игра в «картографов»: составляется мозаика из фишек как карта местности. Рассказать о территории и нарисовать карту на бумаге, можно оформить с названиями, условными обозначениями и масштабом.

• Назвать как можно больше применений фишке (кроме игры Тантрикс).

• Один дает любую фишку другому, который должен придумать историю с участием трех слов заданных цветов. Глаголы не в счет. Слова по цвету подбираются напрямую или ассоциативно. (Например, достались цвета - желтый, синий, красный; соответствующие слова (пример от 10-летней девочки) - расставание, море, любовь; получается история о двух влюбленных, которых разлучило море).

• Ведущему заранее задумать симметричный узор, для которого не хватает нужных фишек (1 или несколько) – дать набор фишек для этого узора, чтобы дети коллективно нашли варианты решения.

Вероятность

• В сумочку положить 4 фишки: две с красными прямыми, а две других – с зелеными. Это лыжи. Надо из темного чулана достать себе пару лыж одного цвета. За сколько попыток можно наверняка получить полную пару «лыж» (т.е. минимальное количество доставаний для достоверного ответа)? Далее можно прибавлять еще синие «лыжи», потом желтые.

Множества

• Веревочкой ограничить пустое множество («домик»). Попросить в «домик» положить фишки с уголками, а «на улице» (вне множества) разместить фишки, у которых нет уголков. Затем то же самое проделать для фишек, у которых есть красные линии и у которых их нет. А затем попросить при помощи двух веревок решить обе задачи одновременно. Фишки нужно будет подобрать заранее.

• Игра «разбиение на подмножества с пересечением» (два признака – цвет и форма линий) –см. пример на рис. «Множества»)

Комбинаторика

• На нарисованных на бумаге пустых фишках попросить начертить все варианты размещения одного уголка, одной дуги, одной прямой, потом попарно всех видов линий, потом по три линии. Сколько различных (несовпадающих) вариантов получается при комбинировании трех разных по форме линий? О причине несовпадения теоретического числа комбинаций и фактического количества фишек (56 шт.) в «большом» наборе можно прочитать в брошюре (из комплектации Стратегической Игры Тантрикс и Карманный Тантрикс) в главе «Анатомия Тантрикса».

Умение проигрывать

• Перед игрой дать себе установку в непривязанности к результату (придумать ритуал). Желательно, чтобы эта установка была на радость в любом случае: победы или проигрыша. Проигравший – не плохой и не глупый, а выигравший – не лучше всех и не самый умный.

• Ритуал: выигравший в конце игры выделяет интересные моменты в игре каждого игрока. Все желающие могут потом добавить в том же духе.

• Давать себе установку на сочувствие, (не жалость) другому человеку в случае его проигрыша.

• Смотреть на проигрыш как на получение жизненного опыта, как на возможность вырасти и отточить свои умения.

• Хвалить друг друга в процессе заданий и игры.

Кругозор

• Найти (вспомнить), на флагах каких государств есть та же комбинация цветов, как и на полученной фишке. Нарисовать флаг и подписать. Еще лучше – найти на карте страну.

• Где в природе встречаются шестиугольники? А в быту, технике? Материалы можно найти в Живом Журнале в сообществе любителей Тантрикса.

Взаимодействие

• Любая игра «в магазин» - фишки Тантрикса в качестве денег. Все линии имеют немного разную длину (оценивается на взгляд или см. упражнение выше). Достоинство «монет» зависит от длины линий.

• Разделить фишки поровну. Каждый решает, что строит (складывает). Фишки все лежат открытые. Для выполнения задуманного плана можно меняться с любым участником равным количеством фишек. После завершения работы последним «строителем» - рассказать о постройке соседа.

• То же задание, но отдать по команде ведущего по часовой стрелке одну закрытую фишку соседу.

• Из полного набора все должны по очереди сообща построить мозаику («тантрикс») так, чтобы получились максимально длинные петли всех цветов. Учитывается только одна петля каждого цвета. Дырки в Тантриксе не разрешаются. На память результат можно сфотографировать.

• Аналогичная игра с дорожками вместо петель.

• Группе принять решение, что складывать из большого набора. Затем все вместе выполняют задуманное. В конце обсуждают, что получилось.

• Совместное решение головоломок из брошюры Стратегической игры Тантрикс.

Попова Д.

2011 г.